На запах элегантности
Все люди любят пробовать что-то новое. А путешественники, охочие до необычных и ярких впечатлений, - тем более. Правда, дегустируют в основном яства и напитки: так рождаются узкие сегменты гастрономического туризма – сырный, винный, пивной. А вот жительница культурной столицы России, коллекционер и искусствовед Элина Арсеньева решила, что дегустации и уж тем более изучения достойны «продукты» более эфемерные и утонченные – и учредила Музей парфюмерии.
Музей этот можно назвать лучшим музеем ароматов в России – в том числе и просто потому, что других таких учреждений на сегодня в нашей стране не существует. Работал и пользовался популярностью аналогичный музей на втором этаже фирменного магазина «Новая заря» в Москве, но уже около полугода дальнейшая судьба его остается неизвестной. Так что желающим почувствовать себя в атмосфере приснопамятного романа «Парфюмер» - прямая дорога в Северную столицу.
Оригинальная тематика экспозиции и «молодость» Музея парфюмерии (он открылся в середине этого лета) сделала его идеальной площадкой для очередного эпизода проекта «Субботний вечер с РСТ» - также новой, но уже завоевавшей интерес городского турсообщества инициативы Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии.
Напомним, что задача проекта – представить профессионалам туристического
бизнеса, работающим на прием, новые и
потенциально интересные туристам объекты или услуги на рынке Петербурга и
Ленинградской области. Чтобы попасть в проект, «продукт» должен быть необычным
и не слишком «раскрученным». Пробуя себя в роли путешественников, представители
туротрасли знакомятся с «виновником торжества», а затем уже обсуждают его – с
точки зрения как содержания, так и коммерческой перспективности.
«Визит к парфюмеру» оказался для участников проекта чем-то сродни походу в элитарный клуб – в музее, расположившемся в доме 6 на 3-ей линии Васильевского острова, одновременно не могут находиться больше пяти человек. Удивительно и отрадно, что среди этих пяти оказался и один представитель сильного пола. Значит, и мужской половине питерского турбизнеса свойственен интерес к столь же зыбкому, столь и элегантному миру ароматов.
Комната, в которой проходят дегустации, невелика, но оригинально и со
вкусом обставлена. На всем, как и подобает частным музеям, лежит отпечаток
личности хозяйки – парфюмерного коллекционера, искусствоведа и лектора,
досконально знающего свой предмет. Царит полумрак – ведь достаточно обоняния,
чтобы вкушать ароматы, и слуха, чтобы наслаждаться рассказами о них. Экскурсовод-лектор-«сомелье»
- сама Элина Арсеньева. Встречу она предлагает начать с чаепития – ведь зеленый
чай, по мнению эксперта, очищает и обновляет рецепторы, в том числе
ответственные за обоняние.
Сегодня в программе – «Вечер кожаных ароматов». Кстати, идея о том, что базовой нотой аромата может стать кожа, пришла в голову парфюмерам не так чтобы сразу. Во-первых, ароматы изначально создавались для того, чтобы наноситься на человеческую кожу – получается некий парфюмерный плеоназм, «масло масляное». Во-вторых, далеко не сразу кожа начала ассоциироваться с роскошью, а это очень важно для маркетинга недешевых духов. Наконец, кожаной ноты как таковой в природе не существует – чтобы её получить, необходимо смешать несколько экстрактов с терпким, острым ароматом.
За вечер профессионалы турбизнеса успевают не только узнать историю нескольких десятков ароматов этой достаточной редкой категории, но и все их распробовать. Блоттер (полоска-тестер из специальной бумаги для работы с парфюмом) переходит из рук в руки, а к концу встречи носы участников практически теряют чувствительность «от избытка впечатлений».
Кстати, впечатления у «дегустаторов» от процесса остаются самые положительные. «Это абсолютно новый формат, сильно корректирующий наши традиционные представления о музеях. Современные туристы искушены, они много видят и знают, удивить их не так-то просто. Но петербургский Музей парфюмерии, я думаю, как раз способен произвести большое впечатление», - делится руководитель проекта «Карта гостя» Анна Мошнякова.
Турфирмы и рады бы работать со столь необычным объектом показа, однако пока не могут, по крайней мере, в массовом формате. Причина – в различных юридическо-бухгалтерских тонкостях, с которыми неизбежно сопряжены взаимоотношения туркомпаний и их контрагентов.
Тем не менее, турсообщество надеется, что начавшийся конструктивный диалог между ними и Музеем парфюмерии продолжится и станет «началом большой (и выгодной) дружбы». С этим согласна директор Северо-Западного отделения РСТ Татьяна Гаврилова.
«Предложение петербургской осмотеки – а музей можно назвать и так –
интересно и привлекательно как для индивидуальных, так и для организованных
туристов. Нужно лишь поработать над возможными формами сотрудничества с
турфирмами. Музей «цепляет» не только общей уникальностью, но и некими
небольшими, но важными «изюминками». Например, в нем, в отличие от множества
гастрономических или алкогольных музеев-магазинов, нельзя ничего купить –
максимум унести с собой блоттер. Это, может быть, и несовременно, зато не
создает ощущения тотальной коммерциализации», - убеждена она.
Конечно, музею такого размера и формата толпы туристов с фотоаппаратами не нужны. Толп и не будет – слишком изящна для этого тематика, и очень взыскательным должен быть сам посетитель. Но для тех, у кого Санкт-Петербург неизбежно ассоциируется с имперской роскошью и элегантностью Серебряного века, экскурсия по «осмотеке для избранных» может стать очень ярким и характерным кусочком пазла, изображающего Северную столицу, - российский город с, пожалуй, самым лучщим вкусом. В том числе и в делах парфюмерных.
Пресс-служба СЗРО РСТ. Фото: Надежда Чащина