Актуальные проекты

архив

Новости

29.03.17
C 31 марта по 2 апреля 2017 г. пройдет 21-я международная туристская выставка «Отдых без границ 2017»

Выставка «Отдых без границ 2017» – это прекрасный шанс познакомиться с лучшими предложениями путешествий по

28.03.17
В Вологодской области появились первые «звездные» гостиницы

Как сообщает пресс-служба проекта «Lodging.ru – каталог классифицированных гостиниц», в конце марта свидетельства категории

27.03.17
"Пулково" перешел на работу в режиме летней навигации

Аэропорт Пулково перешел на летнее расписание полетов. Оно вступило в силу 26 марта 2017 г. и продлится до 28 октября 2017 г. В

24.03.17
28-31 марта в "Ленэкспо" пройдет межотраслевая неделя "Санкт-Петербург - культурная, туристическая и футбольная столица России"

С 28 по 31 марта состоится 8-ая межотраслевая неделя «Санкт-Петербург – культурная, туристическая и футбольная

20.03.17
IV Региональный слёт турбизнеса: «купцы туристической гильдии» съезжаются в Нижний Новгород

IV Региональный слет турбизнеса пройдет с 19 по 21 мая в Нижнем Новгороде. Нижегородская туристическая

Комиссия по детскому туризму от 25.02.2011

 

Заседание комиссии по детскому и молодежному туризму

СЗРО РСТ

25 ФЕВРАЛЯ 2011

Санкт-Петербург

2011

Повестка дня

 

Заседание комиссии по детскому и молодежному туризму СЗРО РСТ 

 

25 февраля 2011

 

Место проведения:   Санкт-Петербург,                            Время проведения: 13.00 -16.30

Ул. Марата д.86

Океанариум

 

1.        Представление  нового члена РСТ -   Санкт-Петербургский Океанариум.

 

2.        О взаимодействии членов комиссии по детскому туризму с руководителями детских оздоровительных лагерей по продвижению на рынок детского отдыха, услуг лагерей и пропаганде программы субсидий детского отдыха для работающих граждан. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия.

 

 

3.         Об участии в реализации программы по развитию молодежного туризма «Территория»  Федерального агентства по делам молодежи. Внесение дополнений и изменений в закон Санкт-Петербурга «О молодежной политике Санкт-Петербурга», касающихся развития молодежного туризма.

 4.         О стабилизации цен на входные билеты в музеи для российских школьников, посещающих Санкт-Петербург. Вопрос «о приоритете в заключение договоров с музеями для членов комиссии по детскому туризму».

5.        Представление нового турпродукта – Санкт-Петербургский Океанариум.

6.        Обзорная экскурсия по океанариуму, шоу с акулами.

 

 

Список участников

ФИО

Название организации

Должность

Контакты

1

Ганжа Сергей Викторович

«Связист»

Коммерческий директор

 

2

Говорушина Татьяна Константиновна

ГОУЦО "СПБ городской Дворец творчества юных"

Генеральный директор

314-72-81

3

Данилюк Анна Александровна

Комитет по молодежной политике ЛО

Председатель

710-01-47

4

Дорофеев Владимир Артемович

ООО "Верса"

Генеральный директор

324-71-09

5

Еселева Любовь Александровна

Дворец учащейся молодежи

Директор

571-08-89

6

Зюкина Светлана Леонидовна

Агентство музейных коммуникаций

Директор

438-22-05

7

Иванова Ольга Владимировна

Комитет по образованию

Председатель

595-44-09;

8

Королев Алексей Сергеевич

Центр отдыха и оздоровления "Молодежный"

Директор

350-35-91

9

Кузьмичева Любовь Васильевна

ООО "Вокруг света"

Генеральный директор

3318558

10

Левченкова Любовь Семеновна

ООО "Каприз"

Зам. руководителя

325-60-75

11

Лупинова Анна Львовна

ООО "Серебряное кольцо"

Генеральный директор

575-58-35

12

Мазулов Игорь Борисович

ООО "Петротур Сервис"

Генеральный директор

640-67-04

13

Николаев Александр Сергеевич

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

И.о. председателя Комитета

315-35-67

14

Папылева Ирина Васильевна

ООО "Волна"

 

 

15

Ракитин Игорь Анатольевич

Управление Роспотребнадзора

Глав. гос. санитарный врач

764-49-74

16

Сердаров Юрий Кузьмич

 ассоциация "Взрослые детям"

Заместитель руководителя

430-40-78

17

Степов Виктор Васильевич

ОАО "РЖД"

Начальник филиала

 

18

Тарасов Сергей Валентинович

Комитет общего и проф образования ЛО

Председатель

273-33-78

19

Трушковская Тамара Алиевна

 ассоциация "Взрослые детям"

Президент

430-40-78

20

Яковлева Юлия

ООО "Издательство "Наша деловая пресса"

Редактор

493-44-04

21

Федотенкова Светлана Николаевна

ООО "Фаворит"

Ген директор

331-01-92

22

Флит  Леонид Исаакович

ООО "Ника"

Ген директор

314-96-57

23

Фридман Валерий Борисович

ООО "Мир"

Ген директор

325-71-22

24

 

Тревэл Expo

 

612-11-65

25

 

ВО Рестек

 

 

26

 

Балтийский берег

Ген директор

312-63-37

 

Приложение № 1

 Методические рекомендации по организации 
работы органов местного самоуправления в решении
вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью 

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий").  

1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • положениями Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ  "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления") и Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни  на  местном и региональном уровне (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.);
  • Основными направлениями государственной молодежной политики, (одобрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1);
  • Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
  • Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
  • Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
  • Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
  • Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики";
  • Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р,
  • а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

1.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия:

  • государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;
  • дети – лица до достижения ими возраста 18 лет;
  • молодежь – граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
  • молодая семья – семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей           (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 979 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей" увеличен предельный возраст молодых семей – участников подпрограммы "Жилье для молодых семей" до 35 лет);
  • молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
  • детское общественное объединение – это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.

1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).

Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура  прилагается).

1.6. Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.

Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.

1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также   подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.  

II. Цели и задачи организации  
и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью

2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.

2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях  являются:

с детьми – создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной  ситуации;

с молодежью – вовлечение молодежи в социальную практику и  информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

III. Приоритетные направления и примерное содержание 
организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью

3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы: 

3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

  • организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
  • организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры "Победа", соревнований по программе "Школа безопасности", спартакиад допризывной молодежи);
  • проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;
  • организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.


3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:

  • реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по поддержке талантливой и способной молодежи;
  • поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;
  • развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;
  • развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
  • стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
  • организация проведения общемуниципальных детских и  молодежных праздников;
  • поддержка развития в  образовательных учреждениях объединений обучающихся ("малых академий наук", студенческих научных  клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);
  • развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;
  • разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:

  • создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;
  • содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;
  • повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;
  • проведение смотров-конкурсов  подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.
  • 3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:

  • проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;
  • организация стажировки актива молодежных общественных  объединений в органах местного самоуправления;
  • предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;
  • проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
  • развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, "правительствам", советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.  

3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:

  • создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
  • организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);
  • организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;
  • организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.

3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:

  • развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: "Золотая шайба"; "Кожаный мяч", организация соревнований "Веселые старты"; фестиваля-соревнования "Президентские состязания", спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);
  • сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • реализация программ по организации форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);
  • организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
  • организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.

3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:

  • развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
  • организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;
  • разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
  • пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
  • организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;
  • участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой  по предупреждению наркомании и токсикомании;
  • содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
  • создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
  • создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;
  • развитие форм пропаганды толерантного поведения;
  • создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной  направленности. 

3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:

  • мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
  • создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
  • оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
  • создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).

3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:

  • сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
  • предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;
  • издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;
  • организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;
  • проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;
  • поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона "доверия", сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).

3.2. При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:

  • обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
  • организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;
  • организовывать методическую работу по направлениям, перечисленным в п. 3.1;
  • создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.

3.3. По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.

IV. Финансовые основы организации и осуществления работы с детьми и молодежью

4.1 Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.

4.2. Финансирование организации и осуществлениямероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

4.3 Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью. 

Приложение

 

Примерная структура отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи)

 

п/п

Численность молодежи, проживающей на территории муниципального образования (человек)

Организационная структура

Штатная числен-ность, единиц

Поселение

1

свыше 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

не менее 5

2

от 5 до 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2-3

3

от 2 до 5 тыс.

Специалист по работе с молодежью

 

1

4

до 2 тыс.

Совмещение работы с молодежью с дополнительными функциями

 

0,5

Муниципальный район

5

свыше 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

не менее 5

6

от 10 до 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

3

7

от 3 до 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2

8

до 3 тыс.

Специалист по работе с молодежью

 

1

Городской округ

9

свыше 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

не менее 5

10

от 10 до 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2-3

http://youth.minstm.gov.ru/32/820.shtml

 

Пример                                

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ: ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ!*

О развитии молодёжного туризма и патриотическом воспитании молодежи

в Курской области


А.А. Чертова, председатель Комитета по делам молодежи и туризму Курской области


О том, как совершенствуется это направление туриндустрии, рассказала председатель Комитета по делам молодежи и туризму Курской области Алла Чертова.

 — Мы считаем, что очень важно развивать международное молодежное сотрудничество, укреплять дружественные отношения между молодыми людьми разных стран. С 2002 года Комитет по делам молодежи и туризму Курской области организует Международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество». Раньше лагерь проходил в Крыму, в Евпатории. В 2005—2009-м — в Сочи на базе ФГУП «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» Управления делами Президента РФ. В этом году лагерь состоялся с 13 по 25 июня при поддержке полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко.

Каждый год в этом грандиозном событии принимают участие более 600 студентов, молодых ученых, членов молодежных общественных организаций. Всего за эти годы участниками лагеря стали более 4 000 студентов и преподавателей из многих уголков России, Украины, Белоруссии, Абхазии, Сербии, Черногории, Республики Босния и Герцеговина. 410 образовательных учреждений и общественных молодежных организаций отправили своих представителей в лагерь. Так что можно сказать, что лагерь — важная культурно-просветительская акция по обогащению культур, объединению народов.

 - В работе лагеря активное участие принимают представители Русской православной церкви.

 — Действительно, ежегодно в лагерь приезжает делегация Учебного комитета при Священном синоде Русской православной церкви. За эти годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси здесь побывало более 100 студентов и молодых преподавателей духовных учебных заведений. Присутствие в молодежном лагере «Славянское содружество » студентов и преподавателей духовных академий и семинарий имеет бесспорный просветительский и миссионерский эффект.

Я считаю лагерь «Славянское содружество » одним из факторов стабилизации международных отношений. Это очень важная акция для укрепления добрососедских отношений молодежи славянских государств. Дальнейшее развитие проекта «Славянское содружество» направлено, прежде всего, на сохранение благоприятных условий приграничного сотрудничества наших государств, приобщение молодежи к миротворческой миссии.

- Какие еще важные мероприятия организовывает Комитет?

- В 2004 году в Курской области был создан Попечительский совет по комплексному возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь». Его возглавил полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Одной из самых важных задач возрождения Коренной пустыни стало строительство Соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы по образу и подобию одноименного храма, уничтоженного в 1923 году. Губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов призвал включиться в дело возрождения курской святыни всех, кому небезразлична судьба уникального уголка своей Родины. Это начинание было поддержано курской молодежью. С 2007 года по инициативе Комитета по делам молодежи и туризму стартовала областная добровольческая акция «Возрождение Храма». Каждый день добровольческие молодежные отряды были задействованы на земляных и подсобных работах по восстановлению храма. Сегодня его строительство подходит к концу. Областная молодежная акция «Возрождение Храма» идет сегодня на всей территории Курской области. Добровольческие молодежные отряды работают на благоустройстве многих церквей. 3000 участников акции безвозмездно вносят свой вклад в восстановление объектов духовности и культуры.

 - Расскажите подробнее об инициативах Комитета по воспитанию патриотизма у молодежи.

 - Важное место в патриотическом воспитании администрация Курской области отводит поисковой работе, делу увековечения памяти погибших в годы Великой Отечественной войны советских солдат и офицеров. Каждый год принимается постановление губернатора Курской области «О проведении поисковых экспедиций «Вахта Памяти ». К поисковой работе привлекается до 2000 молодых людей не только из Курской области, но и других регионов России, зарубежных стран.

Поисковому движению в Курской области в этом году исполнилось 20 лет. За эти годы поисковиками было обнаружено более 10 000 останков советских воинов и мирных жителей, установлены места захоронений 3 000 человек, их имена внесены в Книгу памяти Курской области, 260 семей получили известие о месте захоронения близких людей. Школу мужества в поисковых объединениях прошли более 20 тыс. молодых курян, которые уже никогда не позволят себе пренебрежительно относиться к истории своей страны, к заслугам старших поколений народов России.

Наше тесное сотрудничество с Ассоциацией «Военные мемориалы», которая уполномочена Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений с Германией и Венгрией об увековечении памяти павших на территории России иностранных военнослужащих, позволило оборудовать в Курской области кладбища иностранных военнопленных.

Ежегодно в Курской области проходит областная молодежная акция «Память во имя мира». В районах и городах области добровольные молодежные трудовые отряды — более 1000 человек — благоустраивают памятные места. Под девизом «Память во имя мира» каждый год проводится русско-немецкий молодежный интернациональный лагерь по уходу за воинскими захоронениями.

Сегодня в центре нашего внимания активные формы молодежного туризма. Комитет реализует новый проект развития молодежного туризма «Узнай Россию!»

- На Курской земле шли тяжелые бои Великой Отечественной войны. Есть ли в регионе туристские маршруты, напоминающие о событиях тех далеких лет?

 — Конечно. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Комитетом, по делам молодежи и туризму Курской области совместно с государственным учреждением «Областной центр туризма» разработан и реализуется новый туристско-экскурсионный проект «Курская дуга — Великая Победа». Маршруты открывают для туристов новые страницы Курской битвы. По желанию туристов тур может быть как однодневным — для молодежи и подростков Курской области, так и трехдневным — для иногородних и иностранных гостей. Презентация нового туристского продукта «Курская дуга — Великая Победа» проходила в марте в Москве на Международной туристской выставке «Интурмаркет-2009». Проект включает в себя три маршрута. Первый — «Огненные высоты Курской дуги» — это поездка по северному фасу Курской дуги: Курск — Свобода — Поныри — Ольховатка — Фатеж — Курск. Второй — «Танковое сражение Великой Победы» — проходит по южному фасу Курской дуги: Курск — Пристень — Прохоровка — Яковлево — Обоянь — Курск. И третий — «Партизанская слава» — это путешествие по местам действий курских партизан: Курск — Фатеж — Михайловка — мемориал «Большой дуб» — Железногорск — Троена — Курск.

 - Какие еще патриотические программы разрабатывает возглавляемый вами комитет?

 — На основании постановления губернатора Курской области и при участии Народного союза Германии с 26 июля по 8 августа мы провели интернациональный молодежный лагерь по уходу за воинскими захоронениями «Память во имя мира». Программа предусматривала проведение восстановительных работ на территориях военных захоронений в поселке Беседино и поселке «Искра» Курского района, а также знакомство с историей и духовной культурой немецкого и русского народов.

Состоялись встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и членами областных молодежных патриотических организаций области, немецко-русские языковые игры, национальные творческие вечера, спортивные соревнования. В совместных интернациональных акциях и встречах приняли участие более 400 молодых людей.

Практика этого проекта показывает, что основой патриотического воспитания должны быть контакты между молодежью разных стран, которые затем могут быть перенесены в разные отрасли политической, общественной и профессиональной деятельности.

- Какими новыми турпродуктами порадуете путешественников?

– Не так давно был разработан новый маршрут«МТМ-2009»- Молодежный туристский маршрут. Учебно-тренировочные походы, задуманные и проведенные нашим комитетом вместе с молодежными туристскими клубами Курской области, посвящались памятным историческим боям на Курской дуге.

 «МТМ- 2009» — яркий пример того, как можно сочетать воспитательные, спортивные, учебные и познавательные аспекты. «МТМ-2009» — это маршрут протяженностью 100 километров. Что нужно уметь и знать юному туристу? Например, как быстро и грамотно поставить палатку, приготовить пищу, пользоваться картой, компасом, ориентироваться по солнцу, разжечь костер, правильно найти место для бивуака, не нарушая при этом экологию... Организаторы ставили перед собой задачу не только проверить готовность членов туристских клубов к походным испытаниям, но и сделать все для того, чтобы такой отдых для ребят и девчонок был интересным и полезным.

Также по поручению Комитета по делам молодежи и туризму Курской области специально для ребят, их родителей и наставников работниками областного центра туризма был разработан уникальный в масштабах Черноземья автобусный маршрут протяженностью 890 км по памятным местам Курской области: Курск — Свобода — Поныри — Верхний Любаж — Фатеж — Михайловка - Железногорск — Дмитриев — Рыльск — Льгов — Курчатов — Прямицыно — Суджа — Белица — Обоянь — Яковлево — Прохоровка - Пристень - Солнцево - Тим - Щигры - Курск. Особенность этой гала-экскурсии, рассчитанной на трое суток, состоит в том, что из всей огромной цепочки представленных мест можно выбрать по своему желанию только те, которые бы вам хотелось посетить, и начать свое путешествие из любого понравившегося пункта.

Цель этого экскурсионного тура — увидеть свою малую Родину, задуматься о ее судьбе и будущем, обогатить свою душу удивительным чувством соприкосновения с природой, историей и культурой замечательного соловьиного края!

Именно поэтому идея Комитета по делам молодежи и туризму была поддержана муниципальными образованиями и учебными заведениями Курской области, поскольку такие путешествия — хороший вклад в будущее поколение, заведомо оправданный и несущий свои положительные результаты.

 

http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 МАТЕРИАЛЫ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ (РОСМОЛОДЕЖЬ)

Проект «Территория» 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Туризм – это спорт, здоровье, активный досуг, возможность лучше узнать историю, географию, душу России, а это – прямой путь к воспитанию молодых россиян патриотами и гражданами своей страны. Чтобы любить свою страну, ее надо знать, надо увидеть своими глазами озера Карелии и вулканы Камчатки, белоснежные пики Кавказа и тихие волжские плесы, надо пройти по Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге и постоять на Красной площади в Москве. Познав красоту своей земли, невозможно не полюбить ее. А любить – значит, быть патриотом.

Туризм - это комплексное явление, которое может реально помочь молодым людям найти свою дорогу в жизни и не требует больших финансовых вложений. Туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, стать настоящим лидером. Где еще, в короткое время, не на учебных тренингах, а в реальной жизни можно приобрести навыки настоящего лидера, как не в условиях изменчивой природной среды, в туристских походах и путешествиях.

Большинство подростков в нашей стране имеют слабое здоровье, юноши физически не подготовлены к службе в армии. Исправить это положение может, опять-таки, туризм. В походах происходит закаливание организма, физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье. Туризм – это панацея от многих бед современности. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни. Другой аспект туризма – туристский бизнес. Туризм захватывает весь мир. Во многих странах туризм стал ведущей отраслью экономики. В России, с ее богатейшими природными и культурно-историческими ресурсами, есть, что показать и нам надо готовить специалистов туристского бизнеса. Настоящий бум развития туризма в нашей стране был в 30-е и 60-е годы прошлого века. Туристские секции и клубы работали на всех крупных предприятиях, в ВУЗах, во всех городах; по всей стране работали доступные туристские базы. Без преувеличения можно сказать, что миллионы молодых людей имели возможность  лично увидеть и полюбить свою страну.

В настоящее время отсутствует комплексный подход к развитию туризма в стране (в 90-е годы руководство туризмом было разведено по 14 ведомствам и частному капиталу). Количество молодых людей знающих свою страну и имеющих навыки жизни в природной среде сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль экономики России, не занимает лидирующих позиций среди других стран (в 2005 г. в России побывало 2.5 млн. иностранных туристов, а во Франции 80 млн. туристов). Опыт и технологии в области развития туризма, накопленный за последние 80 лет, практически не востребован. Кроме того, из-за слабой туристкой инфраструктуры и отсутствия туристских кадров, Россия теряет средства сопоставимые с доходами в нефтяной и газовой промышленности.

Сфера деятельности молодежного туризма сегодня является по сути бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи, в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для занятий туризмом и нет и системы льгот для молодежи. Сейчас в стране проживает примерно 28 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0.3 млн.

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, и т.д.

Создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:

1) для личности:

укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

получать качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;

профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;

получение специального образования и работа в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.

2) для государства:

развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от этого немалые доходы, так как почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;

занятость населения – для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест;

повышение статуса страны на международном уровне – высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);

оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;

поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

создание нормативно-правовой базы для развития молодежного туризма в России;

подготовка кадров для развития молодежного туризма;

создание федеральной материальной базы для развития молодежного туризма;

координация работы по развитию молодежного туризма в региональных органах управления молодежной политики;

сотрудничество по развитию молодежного туризма с федеральными Министерствами и агентствами;

организация совместной работы по развитию молодежного туризма с коммерческими структурами;

развитие молодежного туризма совместно с туристскими общественными организациями;

проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности;

создание Всероссийского банка информации о жизни человека в природной среде;

организация сотрудничества с международными туристскими организациями, работающими с молодежью.

 

http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm

 

О ВОЗМОЖНОСТЯХ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ*

Справка Федерального агентства по делам молодежи 

(извлечение)

Нужен ли стране молодежный туризм?  Что он может дать государству в ближайшее время и перспективе? Как не потерять накопленный за десятилетия потенциал в области развития туризма? Может ли развитие туризма помочь найти пути инновационного развития страны в период кризиса?

В данной справке собраны ответы разных людей на эти вопросы. При наличии политической воли все нижеизложенные идеи и цели могут создать настоящий прорыв в оздоровлении и воспитании молодежи, а также в экономике страны.

1. Молодежный туризм в России

В настоящее время отсутствует комплексный подход к развитию туризма в стране (в 90-е годы руководство туризмом было разведено по 14 ведомствам и частному капиталу). Количество молодых людей, знающих свою страну и имеющих навыки жизни в природной среде, сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль экономики России не занимает лидирующих позиций среди  других стран (в 2005 г. в России побывало 2.5 млн. иностранных туристов, а во Франции 80 млн. туристов). Опыт и технологии в области развития туризма (нормативные документы, подготовка туристских кадров, разработка туристских маршрутов, производство снаряжения, информационные базы данных и многое другое), накопленный за последние 80 лет, практически не востребован.

Сфера деятельности молодежного туризма сегодня является по сути бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для занятий туризмом и нет и системы льгот для молодежи. Сейчас в стране проживает примерно 28 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0,3 млн.

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг и т.д.

В условиях экономического кризиса занятия туризмом могут принести государству следующие выгоды:

  • реальное воспитание молодежи средствами туризма;
  • влияние на не менее чем 7 млн. молодых людей, причем активных, небезразличных к тому, как живет страна;
  • повышение имиджа страны на международной арене;
  • доходы, сопоставимые с доходами от нефти и газа;
  • увеличить количество новых рабочих мест для молодежи в сфере туризма, требующих от работников творческих способностей и профессиональных знаний, а также приносящих стабильный высокий заработок.

Что нужно сделать?

1. Получить политическую поддержку руководства страны о развитии молодежного туризма как приоритетного направления деятельности молодежной политики.

2. Разработать и утвердить в правительстве России федеральную целевую программу развития молодежного туризма

3. Утвердить в Федеральном агентстве по делам молодежи программу подготовки общественных туристских кадров.

4. Выстроить структуру руководства молодежным туризмом в России.

5. Организовать комплексное развитие молодежного туризма в России. (…)

3. Заметки к программе развития самодеятельного спортивного туризма в России.

Детско-юношеский и молодежный туризм в России существует сегодня в формах, предполагающих активное движение по маршруту (спортивный и экспедиционный туризм) и в формах экскурсионных поездок, организуемых с целью осмотра природных или культурных достопримечательностей каких либо районов страны. В свою очередь спортивный туризм может быть самодеятельным (разработка маршрута, подготовка снаряжения и продуктов питания осуществляется сообща всеми участниками путешествия) и плановым (так в советское время назывался оздоровительный активный туризм, занимаясь которым туристы не принимали участия ни в подготовительных, ни в отчетных мероприятиях, а просто покупали путевку, приезжали на базу, получали продукты и снаряжение и двигались по маршруту в сопровождении инструктора группы, выполняющего также обязанности гида-проводника). Очевидно, что целям оздоровления детей и молодежи, воспитания в них социально востребованных качеств, навыков и умений более всего отвечает самодеятельный спортивный или экспедиционный туризм, как увлечение и одновременно способ получения образования, требующие регулярных занятий, уводящие детей и молодежь «с улицы», всесторонне их развивающие.

Более всего сегодня туризм развит в системе образования, точнее в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Затухание активных форм туризма в составе туристско-краеведческой деятельности, организуемой в образовательных учреждениях, вызвано нахождением в пределах одной и той же направленности как активных, так и «пассивных» форм туризма Активные формы туризма характеризуются высокой степенью включенности детей в занятия туризмом и более разнообразными эффектами оздоровления и воспитания. Но они же являются сравнительно более сложными в организации, предъявляют повышенные требования  и к физическим и к психическим кондициям педагогов. Поэтому при отсутствии должного внимания со стороны учредителей образовательных учреждений из туристско-краеведческой деятельности в первую очередь «вымываются» ее более сложные формы, то есть активный туризм. В то же время в молодежном туризме, существующем сегодня практически «на общественных началах», то есть без государственной поддержки, популярностью пользуется именно активный туризм. Молодежные туристско-спортивные клубы существуют и пытаются развиваться, молодежных клубов любителей экскурсий и теоретического краеведения в нашей стране практически нет. Поэтому программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна быть в первую очередь программой развития более востребованных, но и более сложных форм туризма: активных форм, то есть туризма спортивного и самодеятельного

Самодеятельный активный туризм, занятия которым включают в себя подготовку, совершение и подведение итогов самодеятельных путешествий, а также подготовку и участие в туристских соревнованиях, имеет следующие оздоровительно-образовательные эффекты:

   Оздоровление. Размер оздоровительного эффекта от занятий туризмом зависит от наличия следующих компонентов занятий: физической активности, позитивных эмоций, сбалансированного питания и чистого, богатого фитонцидами воздуха.

   Патриотизм.  Совершение путешествий по родной стране являются аутентичным способом воспитания патриотизма. Удачные путешествия, сопровождавшиеся взрывом позитивных эмоций, присоединяют районы, по которым путешествия совершались, к пространству, ассоциирующемуся у путешественников с понятием РОДИНА.  В аспекте патриотического воспитания особенное значение имеют так называемые дальние путешествия – путешествия, совершающиеся вдали от постоянного места жительства.

   Гражданственность. Участники самодеятельного путешествия в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов вступают друг с другом в сложноорганизованные функционально-ролевые взаимоотношения, могущие называться общественными. Самодеятельность путешествия предполагает самоуправление туристских объединений. В такой ситуации любая походная группа может представляться ячейкой гражданского общества, туристский клуб - более крупной и более сложной ячейкой, занятия туризмом – школой гражданственности.

   Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей происходит у путешественников уже в процессе гражданского(межличностного) взаимодействия, но только им не ограничивается. Большую роль играет непривычность походного быта для жителей городов и крупных поселков. Им, адаптировавшимся в урбанизированном социуме, приходится переучиваться, адаптируясь к жизни в природной среде. Наиболее ценной в результате этого процесса оказывается не адаптированность к конкретному образу жизни, а проверенная и протренированнаяспособность переучиваться.   

   Профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений. (…)

Детско-юношеский туризм существует в России более века, за это образовательными учреждениями накоплен огромный педагогический опыт, актуальность которого сегодня не вызывает сомнений, а утрата которого нанесла бы заметный ущерб отечественной педагогике. Детско-юношеский и молодежный туризм пережил изменение общественного строя в России и способен к развитию. Единственное, что было утрачено во времена перестройки, это понимание важности самодеятельного туризма как средства развития и воспитания в структурах государственной власти. Это понимание необходимо вернуть.

Структура самодеятельного спортивного туризма, достигшая своего расцвета в семидесятых – восьмидесятых годах ХХ века, еще не разрушена полностью, но кроме отсутствия внимания государства ее развитию мешают межведомственные перегородки. Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования.

На сегодняшний день в массовых вариантах в России существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма. (…)

4. Федеральная программа развития молодежного туризма в России

Туризм – это не только спорт, не только путешествие, не только отдых. Туризм – это всё перечисленное и многое-многое другое. Сколько человек из нашего населения в 140 миллионов могут назвать себя туристами? 6 млн. человек, выезжающих в отпуска на «турецкие берега», да порядка 300 тысяч путешествующих с рюкзаками по просторам нашего отечества.

Данная же программа предлагает превратить туризм в образ жизни, сделать туризм модным, превратить его в национальную отрасль. Туризм – как программа может стать по своей значимости в ряд таких национальных программ как «Образование» и «Здоровье».

На итоговом заседании Президиума Совета по реализации приоритетных национальный проектов за 2007 год Дмитрий Медведев отметил, что инвестиции в человеческий капитал оказались одними из самых эффективных за всю нашу историю. Они принесли отдачу не только внутри тех секторов, куда были направлены, но и отдачу для экономики, для развития общества в целом.

Данная же программа предлагает инвестировать средства не просто в человека, а в наше подрастающее поколение, в наше будущее, а значит - в будущее нашей страны.

По статистическим данным 60% молодежи не могут представить свой отдых без алкоголя и наркотиков. Смогут ли данные средства «релаксации» воспитать гармонично развитую личность, достойного гражданина своей страны? Ответ очевиден. Туризм предлагает альтернативу искусственной реальности, заполняющей жизненный вакуум реками пива и клубами дыма. Альтернативу, позволяющую воспитать самостоятельного, умеющего принимать ответственные решения, целеустремлённого, здорового физически и морально юного патриота.

Нельзя узнать и полюбить свою страну через сухие страницы учебников. Только лишь пропустив сквозь пальцы песок балтийских побережий, только лишь набрав пригоршни чистейшего снега кавказских гор, только лишь вдохнув пряный воздух Алтая, можно реально прикоснуться к своей Родине, осознать в какой богатой историей, событиями, людьми, стране ты живёшь.

(…) Сегодня в России выездной туризм превышает въездной – деньги утекают за границу. Протекционная политика государства позволит изменить эту ситуацию. Целенаправленные инвестиции со стороны государства в туристическую инфраструктуру страны позволят увеличить приток иностранных путешественников, а значит увеличить доходные статьи бюджета страны; позволят укрепить положительный образ России в глазах мирового сообщества.

    Успех выполнения данной программы целиком зависит от совместных усилий власти, бизнеса и семьи. Государство должно сегодня вложить средства в собственный туризм, собственную молодёжь, в собственные территории. Иначе завтра это будут чужой туризм, чужая молодёжь, чужие территории.

5. Развитие молодежного туризма

Россияне не чувствуют себя единой страной. Почему? К сожалению, государство пока не предлагает своим гражданам таких векторов развития, согласно которым каждый человек осознавал бы себя не только отдельным индивидуумом, но и частью страны в целом.

Общество не готово поставить интересы России превыше собственных, как следствие отсутствует доверие к власти, осознание государственности, патриотизм, гражданское общество. Сегодня отсутствуют или не работают госпрограммы направленные на самосознание Россиянами себя, как единого народа одной страны. Нет национальной идеи. Ситуацию усугубляет засилье на медиарынке продукта, пропагандирующего западный образ жизни, западные ценности, про- западную национальную идею. К сожалению, так называемая «американская мечта» близка сегодня российскому обывателю. Особенно сильно это отражается на молодёжи. Не существует пока инструмента, способного влиять на уже сложившуюся ситуацию. Современное гламурное поколение MTV имеет целый набор базовых псевдоценностей. Создаётся ощущение, что большинство молодёжи уверено, что если бездельничать и тусоваться в модных клубах, одеваться в модные вещи, то можно очень быстро стать успешным человеком. (…)

России срочно необходима программа, способная выдернуть нацию из этого застоя. Один из вариантов такой программы - развитие индустрии путешествий или попросту туризм. Если сегодня удастся вовлечь в эту сферу пять процентов населения страны, то через пять лет мы получим совершенно иную социальную картину. Нельзя любить то, чего не знаешь. (…)

6. Молодежный туризм как школа направленной социальной активности и деятельного патриотизма

И, наконец, о деятельном патриотизме в туризме. Под патриотизмом мы понимаем любовь к Родине. Любовь может быть деятельной, но может быть и пассивной. Самодеятельный туризм являлся системой активной общественной деятельности, и уже по одному этому мы вправе предположить, что патриотизм туристов, их любовь к Родине был деятельным патриотизмом. На практике это осуществлялось следующим образом:

         Любовь к Родной стране возникала на основе положительных эмоций, переживаемых в путешествиях по этой самой стране. И чем шире была география путешествий, чем больше было пространство, ассоциирующееся в сознании туристов с понятием РОДИНА.

         Самодеятельные туристские путешествия организовывались так, что в них находилось место так называемой «общественно полезной деятельности». За нее отчитывались, ее предъявляли на итоговых конференциях и слетах туристов. Эта деятельность не была «пришитой» к путешествиям, а органично вытекала из них, являлась частью самих путешествий. Самым простым из примеров может считаться окультуривание местности по маршруту похода. Туристы никогда не путешествовали по помойкам и не любили на них приходить. В основе положительных эмоций, испытываемых туристами в путешествиях, не последнюю роль играет живописность маршрута. Изгаженные «дикарями» стоянки, изуродованные памятники природы или культуры, неказистость тропы и деревень на обочине туристской дороги рассматривались туристами едва ли не как личное оскорбление. Поэтому «в заводе» у «настоящих туристов» всегда были уборки стоянок, восстановление природных и культурных памятников, помощь местному населению в сельхозработах и т.д. Все это стоит вернуть в самодеятельный туризм ХХI века и сделать этот столь же заметным и значимым явлением общественной жизни, каким он был в веке двадцатом.

7. Программа по развитию молодежного туризма в России – зачем?

Сейчас в стране практически отсутствует инфраструктура молодежного туризма. Нет туристских клубов, молодежных туристских комплексов и гостиниц. Отсутствует система льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников. В стране с ее разнообразнейшими природными богатствами нет оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного, спортивного туризма. Нет высококлассных специалистов для сферы активного туризма: гидов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.

Создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач

1. для личности:

– укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

- возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

- получать качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;

- профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;

- получение специального образования и работа в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.

2. для государства:

- развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от этого немалые доходы, так как почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;

- занятость населения – для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест;

- повышение статуса страны на международном уровне – высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);

- оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;

- поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.

Программа предлагает проведение комплекса мероприятий для развития молодежного туризма в России:

Разработка маршрутов и организация походов и экскурсий для молодежи по России;

- создание сети молодежных турклубов, турбаз и гостиниц, спортивно- туристских комплексов;

- создание информационного центра по туристской деятельности в стране;

- содействие созданию предприятий по производству снаряжения и оборудования для жизни человека в природной среде;

- проведение Всероссийских туристских мероприятий (лагеря, соревнования, фестивали, туриады, форумы, выставки);

- участие в международных молодежных туристских проектах;

- подготовка кадров для туристской отрасли.

Условия успешной реализации программы

Проведение масштабной рекламной кампании, направленной на популяризацию туризма;

Сохранение, развитие и распространение уникального национального опыта организации туристско-краеведческой деятельности среди детей и молодежи;

Создание межведомственных комиссий для решения вопросов, затрагивающих сферу различных министерств и ведомств;

 Создание в стране системы льгот для молодежи, занимающейся туризмом (транспорт, проживание в гостиницах, предоставление помещений  для работы туристских клубов).

Стратегия

2009 год:

Накопление банка информации,

Создание экспериментальных моделей реально работающих туристских центров, опыт которых можно распространять по регионам страны.

Условия для создания приоритетов для детского и молодежного туризма.

Проведение пяти всероссийских туристских мероприятий и 10 региональных.

Популяризация туризма в 7 регионах.

2010 год:

Создание Всероссийского клуба путешественников.

Возрождение социальной сети молодежных туристских клубов в европейской части России, проведение десяти всероссийских туристских слётов, организация всероссийской рекламной компании.

2011-2015 гг.:

Вовлечение в занятия туризмом не менее 15% населения России.

Создание современных туристских центров с оборудованными маршрутами и полигонами для занятий горным, водным, вело туризмом, скалолазанием, спортивным ориентирование.

Открытие специализированных учебных заведений, ведущих подготовку кадров для сферы турбизнеса.

8. Молодежный туризм для страны

Стратегическое развитие страны во многом определяется ролью человеческого капитала в социально-экономическом развитии, которое невозможно без эффективного использования инновационного, интеллектуального, творческого потенциала, которым обладает молодежь. Те, кого сегодня с долей иронии называют «молодежью» - именно те люди, которые поведут Россию по пути инновационного развития. От того, какие технологии сегодня мы применяем при работе с молодежью, во многом зависит потенциал нашего государства в будущем.

Какие общероссийские задачи может решить молодежный туризм в ближайшей перспективе? Во-первых, это комплекс целей по патриотическому воспитанию молодежи, которая знает, любит и испытывает гордость за свою Отчизну. Во-вторых, это создание и укрепление имиджа страны как современного, высокоразвитого, гостеприимного государства, обладающего не только «бесконечными» природными ресурсами, но и инновационными технологиями, в том числе и работы с молодежью. И, наконец, в перспективе ближайших 12 лет отрасль ежегодно способна приносить 4 триллиона рублей поступлений.

Для достижения поставленных целей, для освоения ресурсного потенциала молодежи и развития отрасли молодежного туризма как таковой необходимо привлечение уже имеющихся ресурсов, а также создание совершенно новых ресурсных комплексов. Речь идет о привлечении материальной базы (действующих системах оздоровительных лагерей, туристских баз и кемпингов, а также о восстановлении разрушенных или требующих капитального ремонта объектов), об объединении усилий, средств, технологий и людей, создание единого пространства для взаимодействия профессиональных туристских кадров, прошедших испытание годами и только рождающихся туристских технологий, региональной и федеральной власти, а также национального и регионального бизнеса; и конечно невозможно не сказать о необходимости воли – государственной, политической, гражданской.

Федеральное агентство по делам молодежи рассматривает достижение поставленных целей и решение обозначенных задач как свою первоочередную миссию, выделяя два ключевых направления  развития молодежного туризма в России, первое из которых - развитие внутреннего молодежного (в последующем охватывающего и другие социальные группы) туризма с применением технологий массовых полевых лагерей с туристской, образовательной, спортивной и т.д. составляющей, проводимых в течении летнего каникулярного периода и круглогодично на базе федеральных и региональных специализированных площадок. Второе направление – это развитие международного молодежного сотрудничества – организация и проведение массовых международных лагерей для иностранных студентов на российских площадках. В планы на 2009 год внесено проведение международного полевого туристского лагеря на 10 000 молодых людей. (…)

10. Программа «Молодёжный туризм»

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, и т.д.

Данная программа может реально помочь молодежи и государству улучшить ситуацию, связанную с возможными негативными последствиями финансового кризиса

Основными целями программы являются:

- патриотическое воспитание молодежи, которая знает, любит и испытывает гордость за свою Отчизну;

- создание возможностей для укрепления здоровья молодежи, развития лидерских качеств у молодых людей и привития им навыков самообслуживания;

- развитие познавательного отдыха в природной среде;

- укрепление имиджа страны, как современного, высокоразвитого, гостеприимного государства, обладающего не только природными ресурсами, но и инновационными технологиями в области туризма;

- развитие туризма как отрасли экономики, приносящей доходы сопоставимые с доходами от нефтегазовой промышленности;

- расширение количества новых рабочих мест для молодежи в сфере туризма, требующих от работников творческих способностей и профессиональных знаний, а также приносящих стабильный высокий заработок.

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

- создание нормативно-правовой базы для развития молодежного туризма в России;

- подготовка кадров для развития молодежного туризма;

- создание федеральной материальной базы для развития молодежного туризма;

- координация работы по развитию молодежного туризма в региональных органах управления молодежной политики;

- сотрудничество по развитию молодежного туризма с федеральными министерствами и агентствами;

- организация совместной работы по развитию молодежного туризма с коммерческими структурами;

- развитие молодежного туризма совместно с туристскими общественными организациями;

- проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности;

- создание Всероссийского банка информации о жизни человека в природной среде;

- организация сотрудничества с международными туристскими организациями, работающими с молодежью;

С 2006 г. в 22 регионах России было подготовлено более 1000 инструкторов по туризму, которые могут работать на начальных этапах выполнения программы. Кроме того, было реализовано более 50 туристских проектов, которые рекомендованы для проведения в регионах России.

http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ «МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ»

ФОРУМА «СЕЛИГЕР-2009»*

3-11 августа 2009 г.

По итогам смены «Молодежный туризм» форума «Селигер-2009» Федеральным агентством по делам молодежи РФ были сформулированы рекомендации по развитию молодежного туризма в России.

На федеральном уровне

1. Подготовить проект межведомственной федеральной целевой программы «Развитие молодежного туризма в России до 2012 года», учитывая опыт существующих федеральных и региональных программ.

2. Создать межведомственную рабочую группу по разработке нормативно-правовой базы в сфере молодежного туризма.

3. Разработать рекомендации по проведению молодежных полевых лагерей.

4. Разработать и утвердить программу подготовки инструкторских кадров для молодежного туризма.

5. Разработать меры по популяризации молодежного туризма в России в СМИ.

6. Провести Всероссийскую школу инструкторов туризма.

7. В октябре 2010 года в сочи реализовать проект Международного туристического фестиваля молодежи.

8. Сформировать единую информационную базу по туристским ресурсам, существующим на федеральном и региональном уровне.

На региональном уровне

1. Рекомендовать к внедрению в субъектах РФ 100 лучших проектов, прошедших отбор в рамках смены «Молодежный туризм» Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2009» и получивших поддержку Росмолодежи.

2. В целях поддержки реализации рекомендованных проектов провести региональные курсы Всероссийской школы инструкторов туризма.

3. Разработать проект программы развития молодежного туризма в регионе и назначить ответственного куратора за данное мероприятие.

4. Подготовить положения по региональным мероприятиям в области молодежного туризма на 2010 год.

http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm

 

Комментарий: Учреждения образования должны поддерживать проект «Территория» Росмолодежи по развитию детского и молодежного туризма в стране. Необходимо предусмотреть соответствующие механизмы для реализации этого проекта на территории Санкт-Петербурга, включая взаимодействие с образовательными учреждениями.

СЗРО РСТ

архив

Комиссии

01.12.16
Северо-Западное отделение РСТ отметило 20-летний юбилей торжественным Общим собранием

Уже два десятилетия интересы туристского бизнеса СЗФО защищает Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии

04.06.15
Партнерство как лейтмотив

Общее собрание организаций-членов Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии, состоявшееся в мае, определило основные «проблемные точки», волнующие

27.11.14
Тяжелый, но продуктивный: СЗРО РСТ подводит итоги деятельности в 2014 г.

Туриндустрия Северо-Запада пережила тяжелый высокий сезон 2014 г., но будущее отрасли заботит профессионалов как никогда.  Устоять

29.10.13
Финальный аккорд высокого сезона

Въездные и выездные потоки туристов в Санкт-Петербурге растут, однако это не всегда гарантирует преуспевание туристских компаний. Особенно

26.12.12
Кузница инициатив

Поток туристов в Санкт-Петербург в 2012 г. не снизился, однако и к увеличению количества гостей отраслевая