Актуальные проекты

архив

Новости

26.07.17
XVI съезд РСТ пройдет в Москве 20 сентября 2017 года

XVI съезд Российского союза туриндустрии состоится 20 сентября 2017 г.  В рамках съезда пройдут заседания Правления

25.07.17
Старая Ладога сможет принимать круизных туристов

Причальный комплекс для круизных туристических судов начали строить в древней столице Руси – селе Старая

24.07.17
26 июля Санкт-Петербургский Союз предпринимателей приглашает на встречу с главой КРТ А.Е. Мушкаревым

26 июля (среда) Санкт-Петербургский Союз предпринимателей приглашает членов Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии принять

21.07.17
Пошалим в пятницу на крыше? Но только легально!

Для самостоятельных путешественников, которые не боятся идти на риск, петербургские крыши давно стали такой же

18.07.17
Республика Коми выставила на продажу туристический поезд «Сияние Севера»

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми в соответствии со статьей 32.1 федерального закона от

Создание при СЗРО РСТ Санаторно-курортной комиссии будет стимулировать позитивные изменения в медицинско-оздоровительном туризме

В августе 2016 года на Алтае состоялось заседание президиума Государственного совета под председательством президента России Владимира Путина. Впервые за много лет на столь высоком уровне обсуждались вопросы развития санаторно-курортного комплекса, в том числе система классификации здравниц и принципы их финансирования.

Сегодня такие учреждения уже в меньшей степени могут рассчитывать на бюджетные средства или шефство предприятий, а запросы «оздоравливающихся» меняются и становятся разнообразнее. В новых условиях нарастает необходимость диалога между санаториями, пансионатами, СПА-учреждениями с одной стороны и туристическими компаниями с другой.

В связи с этим Исполнительная дирекция Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии приняла решение о создании при отделении Комиссии по развитию санаторно-курортных, СПА, велнес и медикал СПА объектов (сокращенно – Санаторно-курортной комиссии СЗРО РСТ). О предпосылках к созданию новой комиссии, целях, задачах и перспективных планах пресс-службе СЗРО РСТ рассказывают инициаторы её появления – руководитель Комиссии, бизнес-консультант и тренер, заместитель директора по общим вопросам отеля ForRestMix Club&SPA (Репино) Тамара Авдеева и директор регионального отделения Союза Екатерина Шадская.

На фото: Екатерина Шадская (слева) и Тамара Авдеева (справа)

- Коллеги, почему именно сейчас стало актуальным появление при СЗРО РСТ новой комиссии, связанной с медицинским и оздоровительным туризмом в широком понимании? 

Т.А.: Лучшее из наследия Советского Союза включает в себя и такое уникальное явление, как санатории, которые изначально определялись как лечебно-профилактические, то есть фактически медицинские, учреждения. Санатории всегда были востребованы и до последнего времени во многом существовали, как и 30 лет назад, на основе какого-то внешнего финансирования – путевки оплачивались либо из бюджетов разных уровней, либо предприятиями, которые отправляли туда своих сотрудников. Но настал момент, когда потребности населения в получении санаторных услуг расширяются и диверсифицируются, а тот «продукт» и его качество, который санатории предлагают сейчас, потенциальных потребителей уже не устраивают.  

- Получается, что эти учреждения пока не полностью модернизировались и встроились в рыночные отношения?

Е.Ш.: Нет, и именно потому августовское заседание Госсовета стало таким знаковым – оно задало новый вектор развитию санаторно-курортного комплекса России. Сегодня в стране свыше 1800 санаториев, но единой системы, которая бы позволяла оценить и представить клиенту качество их услуг, не существует.

Т.А.: В отношении медицинских процедур база, конечно, в большинстве санаториев очень хорошая, персонал подготовлен на высоком уровне. Но сама форма подачи этого продукта современного потребителя, особенно знакомого с оздоровлением и рекреацией на зарубежных примерах, устраивать перестает. Люди так называемого «третьего возраста» уже сейчас достаточно активны и перестают мириться с тем, что мы называем «советским сервисом». В будущем ориентированность клиента на сочетание высококлассных медицинских услуг и гибкого, привлекательного обслуживания в комфортной среде (качественный номерной фонд, питание, дополнительные услуги и т.д.) будет только возрастать. Бизнес в этой ситуации должен «сыграть на опережение», для чего необходима координация действий туркомпаний и объектов санаторно-оздоровительной сферы.

- На каком уровне сегодня находится это взаимодействие? Почему такая коммуникационная площадка, как отдельная комиссия, появляется на базе СЗРО РСТ?

Т.А.: До недавнего времени санатории получали клиентов, минуя туркомпании – через социальные программы госбюджета или предприятий. Кстати, ошибочно думать, что этот клиент всегда был на 100% доволен предоставленным сервисом – у него просто не было возможности повлиять на обслуживание, даже за деньги что-то заказать дополнительно или сделать, как сейчас говорят, «апгрейд».

Теперь ситуация изменилась: поток бюджетных средств становится меньше, санаториям приходится ориентироваться на привлечение коммерческих клиентов. Здесь наша комиссия, наше экспертное сообщество и может сыграть свою положительную роль.

Деятельность санаториев всегда была жестко регламентирована, и в отношении медицинских услуг это, конечно, правильно и обосновано. Но эти услуги должны быть не единственным существующим пакетом для медицинского туриста, а одним из довольно широкого спектра. Далеко не всегда потребитель может и хочет приехать на 21 день (по классической санаторной путевке); далеко не всегда он желает получить именно серьезное лечение – речь может идти о процедурах и услугах скорее оздоровительного характера.

Соответственно, должны решаться две задачи: помощь санаториям в формировании широкого и гибкого ассортимента продуктов, удовлетворяющих современным требованиям потребителя (с плавным переходом от санаторно-курортных к велнес и медикал СПА), и одновременно постоянный контакт с туристскими компаниями – теми посредниками, которые в идеале и должны помогать клиенту выбрать медицинский или оздоровительный туристский продукт.

Е.Ш.: У санаториев в текущей ситуации пока и нет турпродукта как такового. Есть санаторно-курортная путевка, продавать которую через турфирму достаточно сложно – для этого, в общем-то, нужно иметь медицинское образование. С другой стороны, нынешняя ситуация многие санатории не устраивает, они волей-неволей должны переходить на коммерческие рельсы, чтобы выжить и преуспеть. Для этого необходимо разработать некий «лайт»-вариант – услуги, которые можно предложить широким категориям потребителей. И вот их уже можно будет реализовывать через туристские компании.

Т.А.: Я подчеркну, что здесь речь совсем не идет о трансформации санаториев, серьезных лечебно-профилактических учреждений, исключительно в релаксационные СПА-комплексы. На опыте сталкивалась с тем, что на этом иногда настаивают сторонние консультанты, которых санатории приглашают в целях развития бизнеса, об этом пишут в специализированных публикациях. Наоборот, я убеждена, что наш уникальный медицинский потенциал должен сохраниться, поскольку он привлекателен не только для отечественных туристов, но и для иностранцев – при условии того, что нам удастся выстроить и очень качественный сервис вокруг медицинских услуг как таковых.  

- На каких принципах будет основана работа Санаторно-курортной комиссии?

Е.Ш.: В силу того, что пока тесные деловые связи между туркомпаниями и лечебно-оздоровительными объектами редки, мы не будем делать членство в Союзе обязательным условием работы, как это происходит в других комиссиях. Для нас Санаторно-курортная комиссия – это как раз созданная нами, туристским сообществом, площадка для коммуникации с тем сегментом бизнеса, с которым нам необходимо наладить взаимодействие.

Комиссия будет основана на экспертных началах. В санаторно-курортном сегменте есть свои объединения – Ассоциация курортов Северо-Запада, к примеру. В процессе формирования туристско-рекреационный кластер Курортного района, куда также входит ряд санаториев, рекреационных и экскурсионных объектов. В рамках Комиссии мы и хотим взаимодействовать с этими и другими объединениями, их экспертами, чтобы озвучивать пожелания и предложения к ним туроператорского сообщества и других членов СЗРО РСТ к общей пользе. Это будет довольно свободное по своей структуре сообщество, где мы будем приветствовать любых единомышленников, готовых присоединиться к работе.

На фото: Тамара Авдеева

- Можно ли уже сказать, на решении каких задач Комиссия сосредоточится в ближайшее время?

Т.А.: Начинать надо с создания самого турпродукта медицинского и оздоровительного туризма. Здесь одна из ключевых историй – это наличие системы классификации санаторно-курортных объектов: руководители регионов и Правительство РФ должны представить предложения по этому вопросу в рамках поручений президента по итогам прошлогоднего Госсовета.

Если мы говорим о том, что санаторно-курортный комплекс должен стать более рыночным, конкурентоспособным, то важнейшее место занимает проблема позиционирования объектов. Клиенту важно понимать соотношение «цена/качество»; он должен быть уверен, что получит определенный уровень услуг – не только медицинских, но и сопутствующих, оздоровительных и так далее. Мы говорим о комплексной оценке турпродукта, которой сейчас не существует: ряд санаториев классифицирует свой номерной фонд по системе Минкультуры как собственно санатории, другие – как отели, медицинские услуги подпадают под критерии Министерства здравоохранения, СПА – тоже отдельная индустрия со своими требованиями и экспертами. В рамках Комиссии мы собираемся объединить специалистов по всем этим направлениям, представителей туроператорского сообщества, чтобы вырабатывать и продвигать единые стандарты для медицинских и оздоровительных турпродуктов.

Е.Ш.: И когда мы поймем, как будет выглядеть эта система турпродуктов, каким требованиям она должна отвечать, мы сможем, во-первых, помогать санаториям и другим лечебно-оздоровительным учреждениям её внедрять, контролировать качество услуг, соответствовать передовым международным требованиям. А во-вторых, продвигать их как деловых партнеров для туркомпаний в B2B-сегменте и для конечной аудитории в B2C при помощи информационных и маркетинговых ресурсов Союза. Это абсолютно логично, потому что такие учреждения уже будут понимать, зачем им турист, почему лучше работать с турфирмой, чем напрямую с потребителем, как правильно формировать турпакеты и выстраивать взаимоотношения с туроператорами.

Т.А.: У СЗРО РСТ очень мощный организационный и информационно-маркетинговый ресурс. Фактически, коммуникация может идти постоянно: маркетинговые исследования по потребностям медицинских туристов, межотраслевые конференции, семинары по новым достижениям в курортологии, распространение международного опыта – все эти активности помогут нам свести вместе туристский и медицинско-оздоровительный секторы, помочь им наладить каналы эффективного делового общения. Это будет выгодно и турбизнесу, и санаториям, и самим «путешественникам за здоровьем».

Е.Ш.: Конечно, нельзя сказать, что санаторно-курортная тематика для нас совсем внове. В начале 2000-х Российский Союз Туриндустрии создал некоммерческое партнерство туроператоров и санаториев «СанКурТур», запустил одноименный интернет-портал. В составе федерального РСТ даже была заявлена отдельная Санаторно-курортная комиссия. Однако тогда, вероятно, общественно-экономические условия не так сильно способствовали диалогу, как сейчас.

На фото: Екатерина Шадская

Последние несколько лет санаторная и оздоровительная тематика занимала существенное место в работе Балтийского отделения РСТ, с которым мы тесно сотрудничаем и реализуем совместные проекты. Так, в прошлом году коллеги из Прибалтики во главе с руководителем БО РСТ Илоной Ансоне провели для петербургских экспертов и представителей туркомпаний полезный и насыщенный инфо-тур по клиникам, санаториям и СПА-отелям Латвии и Литвы. В этом году на выставке Balttour в Риге благодаря усилиям Ассоциации курортов Северо-Запада, её директора Анатолия Меньшова и госпожи Ансоне состоялась встреча петербургских и балтийских профессионалов отрасли с президентом Всемирной организацией водолечения и климатолечения (FEMTEC) Умберто Солимене. Он, кстати, горячо поддерживает включение санаториев, в частности, нашего Северо-Запада в европейские оздоровительные маршруты.

Неделю назад во время Российского инвестиционного форума министр здравоохранения Вероника Скворцова заметила, что за 2016 г. объем въездного медицинского туризма в Россию вырос на 56%, причем как из государств Востока, так и из развитых стран Запада. Так что наша Санаторно-курортная комиссия появляется в очень правильное время: используя ресурсы СЗРО РСТ вкупе со знаниями и энергией такого видного профессионала, как Тамара Авдеева, мы сможем добиться очень значимого позитивного эффекта, который изменит отрасль в лучшую сторону.

Павел Румянцев, пресс-служба СЗРО РСТ         

РСТ рекомендует

архив

Комиссии

04.05.17
От эмоций – к конструктиву: главные для турбизнеса в преддверии высокого сезона вопросы обсудили на Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ

Одним из самых эмоциональных за последние годы стало заседание Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального

01.12.16
Северо-Западное отделение РСТ отметило 20-летний юбилей торжественным Общим собранием

Уже два десятилетия интересы туристского бизнеса СЗФО защищает Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии

04.06.15
Партнерство как лейтмотив

Общее собрание организаций-членов Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии, состоявшееся в мае, определило основные «проблемные точки», волнующие

27.11.14
Тяжелый, но продуктивный: СЗРО РСТ подводит итоги деятельности в 2014 г.

Туриндустрия Северо-Запада пережила тяжелый высокий сезон 2014 г., но будущее отрасли заботит профессионалов как никогда.  Устоять

29.10.13
Финальный аккорд высокого сезона

Въездные и выездные потоки туристов в Санкт-Петербурге растут, однако это не всегда гарантирует преуспевание туристских компаний. Особенно