Актуальные проекты

архив

Новости

26.07.17
XVI съезд РСТ пройдет в Москве 20 сентября 2017 года

XVI съезд Российского союза туриндустрии состоится 20 сентября 2017 г.  В рамках съезда пройдут заседания Правления

25.07.17
Старая Ладога сможет принимать круизных туристов

Причальный комплекс для круизных туристических судов начали строить в древней столице Руси – селе Старая

24.07.17
26 июля Санкт-Петербургский Союз предпринимателей приглашает на встречу с главой КРТ А.Е. Мушкаревым

26 июля (среда) Санкт-Петербургский Союз предпринимателей приглашает членов Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии принять

21.07.17
Пошалим в пятницу на крыше? Но только легально!

Для самостоятельных путешественников, которые не боятся идти на риск, петербургские крыши давно стали такой же

18.07.17
Республика Коми выставила на продажу туристический поезд «Сияние Севера»

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми в соответствии со статьей 32.1 федерального закона от

Президент РСТ Сергей Шпилько: Законопроект о курортном сборе принят во втором чтении. Достижения и потери

Госдума в минувшую пятницу приняла во втором чтении законопроект о введении в ряде регионов пилотного проекта по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой. Мы решили проанализировать, что учли, а что оставили за бортом законодатели из предложений РСТ, РСПП и ФНПР.

Учтено:

- создается общественный совет с участием туриндустрии;

- сузился перечень объектов, на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание и благоустройство которых могут расходоваться средства, полученные от курортного сбора;

- из проекта исключено положение о возможном распространении сбора на всю страну;

- средства от сбора, в конечном счете, должны поступить в бюджеты муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент;

- отодвинуты, хоть и незначительно, сроки начала эксперимента;

- на первый год его проведения максимальная сумма сбора в расчете на день снижена со 100 до 50 рублей.

Не учтены вот такие важные предложения:

- оценить расходы на проведение эксперимента;

- возложить функции взимания сбора на налоговые органы;

- сделать сумму сбора разовой, а не в расчете на день, снизив ее до 50-100 рублей;

- отложить проведение эксперимента на более поздний период, например, до завершения классификации средств размещения, и сократить сроки проведения эксперимента до двух лет.

Правда, вопрос о том, когда начинать эксперимент, законопроект оставляет на усмотрение региональных и местных властей. Точнее, законы субъектов РФ о проведении эксперимента должны быть приняты до конца текущего года, а взимать сбор можно не раньше 1 мая 2018 г. То есть, в региональных законах могут быть прописаны и более поздние сроки начала эксперимента. И тот же Краснодарский край, например, может преподнести подарок участникам и гостям Чемпионата мира по футболу 2018, отложив введение сбора до завершения матчей.

Право инициировать участие территории в эксперименте и выхода из него принадлежит муниципальным образованиям. Они же вносят предложения по определению величины курортного сбора и расширению категорий лиц, освобождаемых от его уплаты, сверх перечня, предусмотренного федеральным законом о проведении эксперимента.

И муниципалитеты же вносят предложения о конкретном перечне работ по содержанию и развитию курортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств сбора. Но окончательно этот вопрос решается на уровне субъекта РФ, в бюджет которого оператор курортного сбора перечисляет полученные средства. Они зачисляются в региональный фонд развития курортной инфраструктуры и затем в виде межбюджетных трансферов поступают в муниципальные бюджеты участвующих в эксперименте городов-курортов. В размере «не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов – в последующие годы эксперимента».

Еще одной стороной, принимающей участие в управлении экспериментом, является общественный совет, который создается при уполномоченном по руководству проведением эксперимента органе субъекта Российской Федерации. В его состав совета «должны быть включены представители операторов курортного сбора, общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента». А в функции совета, помимо общественного контроля за использованием средств фонда развития курортной инфраструктуры, входят выработка предложений по организации проведения эксперимента, формированию перечня выполняемых работ, по величине сбора, по дополнительным категориям льготников и по прекращению участия муниципального образования в эксперименте.

Непонятно, правда, почему общественный совет, как и фонд, формируется на областном, краевом или республиканском уровне, когда речь идет о решении вопросов, относящихся к компетенции муниципальных органов власти, которые, по сути, и отвечают за взимание сбора. И вообще, почему средства, полученные от сбора, должны поступать в муниципальный бюджет через бюджет субъекта РФ, а не напрямую? Не в недоверии же к местным властям причина такой сложной конструкции.

Видимо, это и дань лоббизму губернаторов, и способ показать, что федеральный центр заботится об изыскании дополнительных источников пополнения региональных бюджетов, хотя средства от сбора, в конечном счете, поступят муниципальным образованиям. Напомним, что, по данным Счетный палаты РФ, дефицит консолидированных бюджетов регионов по состоянию на 01.03.2017 г. составил 790 млрд. рублей, а общий объем госдолга субъектов в прошлом году – 2,3 трлн. рублей.

Вообще, хотя речь идет об эксперименте по введению курортного сбора, законопроект создает прецеденты решения более широкого круга вопросов развития туриндустрии. Вспомните, например, проект закона Галины Хованской «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг)», принятого единогласно в первом чтении депутатами Госдумы 13 мая прошлого года. Вспомните, сколько копий было сломано по этому поводу.

И что? Поскольку на первый план в данном случае выходит изыскание новых источников пополнения бюджетов, на территории эксперимента этот вопрос решается без долгих прений. Согласно п. 2 ст. 3 законопроекта о курортном сборе объект размещения определяется как «индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания». А оператором курортного сбора становится «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях».

Таким образом сложнейший вопрос вывода из теневого оборота на курортах так называемого частного сектора предлагается в рамках проведения эксперимента решить самим муниципальным образованиям. Не случайно критики законопроекта предлагали передать эти функции налоговикам и не случайно те от них категорически отказались.

Надо отдать должное объему работы, проведенной за непродолжительное время между первым и вторым чтением. Об этом свидетельствует и масштаб изменений в тексте законопроекта, где внесенные поправки выделены жирным шрифтом. И тот факт, что этих поправок депутатами было предложено более 200. Правда, прошли, в основном, те из них, которые вносил комитет Госдумы по бюджету и налогам, но есть и часть из тех, что обсуждались, например, на встрече руководства РСПП, ФНПР и РСТ с министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым 4 июля с.г.

Например, повторим, исключено упоминание о возможности распространения эксперимента на территорию всей страны. Но сбор уже стучится в каждый регион, в каждый город. Не случайно на парламентских слушаниях в Госдуме 10 июля глава администрации Евпатории предложил назвать сбор «курортно-туристическим»

Выступая в минувшую пятницу на пленарном заседании, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что законопроект вызвал «очень бурное обсуждение в обществе, экспертном, профессиональном сообществе» Что же, во многом благодаря этому сумма сбора в нем не та, что предлагали на первых этапах подготовки проекта – 150 рублей и более, да и многие положения сформулированы иначе.

Впрочем, риски, связанные с проведением эксперимента, сильно не уменьшились. А если туриндустрия не примет активное участие в его проведении (помимо взимания самого сбора), в том числе в рамках общественных советов, если не организовать независимый мониторинг хода эксперимента, эти риски кратно возрастут.

Сергей Шпилько,

президент Российского союза туриндустрии

Источник: RATA-news

архив

Комиссии

04.05.17
От эмоций – к конструктиву: главные для турбизнеса в преддверии высокого сезона вопросы обсудили на Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ

Одним из самых эмоциональных за последние годы стало заседание Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального

01.12.16
Северо-Западное отделение РСТ отметило 20-летний юбилей торжественным Общим собранием

Уже два десятилетия интересы туристского бизнеса СЗФО защищает Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии

04.06.15
Партнерство как лейтмотив

Общее собрание организаций-членов Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии, состоявшееся в мае, определило основные «проблемные точки», волнующие

27.11.14
Тяжелый, но продуктивный: СЗРО РСТ подводит итоги деятельности в 2014 г.

Туриндустрия Северо-Запада пережила тяжелый высокий сезон 2014 г., но будущее отрасли заботит профессионалов как никогда.  Устоять

29.10.13
Финальный аккорд высокого сезона

Въездные и выездные потоки туристов в Санкт-Петербурге растут, однако это не всегда гарантирует преуспевание туристских компаний. Особенно